БЫВШИЕ ЗВЕЗДЫ

Известно древнее невеселое изречение: «Все возникающее достойно гибели». А также другая азбучная истина: ничто не вечно в этом мире, кроме самого мира. Любой предмет — одушевленный или неодушевленный — когда-то возник и когда-то исчезнет. Это общее правило — или, лучше сказать, закон природы — применимо, разумеется, и к звездам.

Бывшие звезды

Звезды по своему устройству — тела несравненно более простые, чем человек или даже любое известное нам живое существо. Каждая звезда — исполинский газовый шар.

Огромная масса (Солнце, например, весит 2х1027 т) приводит к тому, что в недрах звезды создаются невообразимо высокие давления. Так, например, вышележащие слои Солнца давят на его центральные области с силой 1010 атм. Но если сжимать газ, он разогреется. Можно подсчитать, что в недрах Солнца и ему подобных звезд температура близка к 15 миллионам градусов.

Но это не просто невообразимая жара, при которой немыслимо твердое или жидкое состояние вещества. При температуре в полтора десятка миллионов градусов и огромной плотности в недрах Солнца и звезд неизбежно возникают ядерные реакции. Суть их сводится (например, для Солнца) к превращению водорода в гелий. Первое из этих веществ, наиболее обильное в природе, служит исходным материалом. Гелий — конечный продукт ядерных реакций.

Важно, что в процессе ядерных реакций солнечное вещество превращается в свет, в излучение. Солнце светит и… «тает», превращая ежесекундно в лучи света 4 миллиона тонн своего вещества. Кстати сказать, этим веществом можно было бы нагрузить 4 тысячи товарных поездов, по 50 вагонов в каждом! Ядерные реакции такого типа, какие сейчас поддерживают свечение Солнца, будут продолжаться, вероятно, еще миллиарды лет. Затем они должны смениться ядерными реакциями другого типа, и так будет до тех пор, пока не израсходуются все запасы ядерного топлива и в недрах Солнца не создастся обстановка, при которой дальнейшие ядерные реакции не будут давать прежнего мощного выхода энергии. Рано или поздно Солнце и любую другую звезду ждет один конец— постепенное погасание и превращение в несамосветящееся темное, невидимое тело.

Пока неясно, может ли что-либо (кроме, скажем, взаимных столкновений или особых гравитационных взрывов) оживить эти звездные трупы. Более того — нет пока никаких указаний на реальное существование в нашей галактике таких бывших звезд. Если бы их было очень много, они неизбежно повлияли бы на движение видимых звезд или в чем-то ином проявили свое существование. Но до сих пор ни одна бывшая звезда пока не открыта.

Известный американский астроном Харлоу Шепли, однако, полагает, что в галактике есть немало карликовых полупогасших звезд. Они уже покрылись твердой корой, но внутри себя еще сохранили звездный жар. Обнаружить эти остывшие звезды-лилипуты очень трудно — массы их малы, а значит, неуловимо малы и вызываемые ими возмущения в движении обычных звезд. Собственное свечение они утеряли и потому в телескопы невидимы.

Не исключено (и Шепли развивает эту смелую мысль), что на поверхности погасшей звезды все-таки теплится какая-то жизнь, поддерживаемая сохранившимся внутри жаром.

В этом странном мире господствующим было бы длинноволновое излучение твердой коры звезды. И фантазия подсказывает Шепли образы странных существ, «видящих» радиоволны.

Как знать, может быть, когда-нибудь астрономы встретят бывшие звезды. А если их пока нет, то это, по-видимому, означает, что наша галактика еще молода.